Пятница, 22.03.2019, 06:59
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт педагога - психолога Елены Усольцевой    "ГАРМОНИЯ"

Категории раздела
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Шар желаний
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе

В своем развитии от момента рождения и до начала учебы в школе ребенок реализует три основных этапа: младенчество, преддошкольный и дошкольный возраст. Каждый из названных этапов имеет свои особенности, учет которых дает возможность психологам предложить оптимальную системы развития ребенка для наиболее полной его подготовки к школьной поре.


 Младенчество
Связь младенца с окружающей средой ограничена физиологическими (биологическими) потребностями. За первые полгода жизни маленький человек проделывает поистине колоссальный путь развития. Он приобретает умение сидеть, стоять, а к году уже почти самостоятельно передвигается.
 На первом году жизни ребенок осуществляет разнообразные практические действия с вещами, начинает понимать человеческую речь, узнавать предметы и определенных людей, а также проявляет первые признаки эмоциональной отзывчивости по отношению к ним. Главным видом «деятельности» в данном периоде является прямое эмоциональное общение с матерью или заменяющим ее лицом.

 Преддошкольный возраст (1-3 года)
Этот период детские психологи считают наиболее интенсивным по темпам роста и развития ребенка, качественным изменениям в его поведении и восприятии. Мозг младенца развивается быстрее всех остальных органов и тканей. Очень активно идет развитие двигательных функций, а также органов чувств (за исключением речи).
 В преддошкольном возрасте постоянно осуществляется познание окружающего мира. На данном этапе внимание ребенка привлекают пока еще внешние стороны предмета. Пространственные представления у него еще не развиты. Но ребенок различает форму предметов, распознает их изображение на картинках, связывает наглядно образные впечатления от предметов с их названием. Процесс познания идет также и через развитие интереса к различным техническим предметам.
 К трем годам ребенок с легкостью вступает в общение со взрослыми и с другими детьми. Ему уже доступна элементарная степень анализа и синтеза некоторых явлений жизни.
 Важную роль в его психическом развитии играет речь – постепенно слово начинает служить средством выражения получаемых впечатлений. В этом возрасте малыш проявляет повышенный интерес к сказкам, любит их слушать, воспринимая информацию, а также усваивая эмоции и особенности речи сказителя.
 В преддошкольном периоде развития уже намечается эмоциональная основа личности ребенка, начинает складываться его характер. Ведущей на этом этапе является орудийно-предметная деятельность, в ходе которой маленький человек постигает выработанные социумом способы действий относительно тех или иных предметов.

 Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
Ребенок физически крепнет, повышаются защитные функции его организма. Основным видом деятельности становится ролевая игра. В процессе такой игры дошкольник овладевает навыками человеческой деятельности (осуществляется имитация взрослой жизни), ярко проявляет свои склонности и способности. В игре ребенок забывает о границах воображаемого и реального, переживает каждую роль в игре как действительность.
 По мнению А.Макаренко, значение игры в этом возрасте так же велико, как для взрослого – производительный труд. Однако в данном периоде ребенок уже приобщается и к настоящей (пока элементарной) трудовой деятельности.
 Отличительной чертой развития в дошкольном возрасте является появление преднамеренного запоминания (наряду с непреднамеренным), то есть перед ребенком уже можно ставить цель запомнить ту или иную информацию.
 В процессе познавательной деятельности дошкольник проявляет большую активность, любознательность, пытливость. Постепенно у него начинаются складываться простейшие формы логического мышления, формирующегося в тесной связи с речью. Ребенок в этом возрасте уже имеет достаточно широкий словарный запас, практическим путем усваивает грамматические нормы речи. Речь для него является и орудием коммуникации, и средством выражения мыслей.
 Под влиянием воспитания, с помощью многократного повторения у дошкольника формируются моральные устои и элементарные нормы поведения.
 К моменту достижения верхнего порога дошкольного возраста ребенок уже достаточно сформирован физически, обладает большим кругом представлений и познаний об окружающем мире. Также ребенок способен к работе по конкретному заданию, обладает необходимым уровнем речевого развития. У него сформированы внимание, память и воображение – то есть, налицо все качества, знания и умения, необходимые для начала систематической учебной деятельности.

Категория: Мои статьи | Добавил: elena-usoltseva (22.01.2016) | Автор: Елена Усольцева
Просмотров: 133 | Теги: дети, развитие, ПСИХИКА, воспитание | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Минобрнауки
Министерство образования и науки Российской Федерации
Глоссарий
PsyJournals.ru
Поиск

Elena Usolceva © 2019
Используются технологии uCozЯндекс.Метрика